АО "ИнформБУТЭК"
Пространство для вашего бизнеса
24.10.2019

Креатив не нужен. Горячие новости по наружной рекламе.

   Многие  собственники и руководители предприятий стремятся отразить собственный  оригинальный взгляд на мир на вывеске своего предприятия. Им оправданно хотелось бы привлечь внимание не только к сведениям о предприятии, но и к  предлагаемому товару или услуге.  Однако законодательно разрешено далеко не все творчество. А целый ряд объектов закон считает не вывеской, а рекламой, размещение которой подлежит согласованию с госорганами.
    В Саратове за последний год был принят целый ряд  документов, определяющих требования  к вывескам,  знакам адресации и номерным знакам, а также  правилам их размещения:
*Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов», утвержденные Решением Саратовской Городской думы 25 декабря 2018 N 45-32,
*Распоряжение № 2-р от 25.02.2019 «Об утверждении реестра исторических и типовых улиц, участков таких улиц на территории муниципального образования "Город Саратов",

*Распоряжение от 15.04.2019 № 3-Р «Об утверждении архитектурно-художественных требований к внешнему виду вывесок на территории муниципального образования «Город Саратов»,

* Распоряжение от 09.08.2019 № 5-Р «Об утверждении архитектурно-художественных требований к знакам адресации на территории муниципального образования «Город Саратов» .

  Рекомендуем обратить внимание на Приложения к 2 последним документам, а также на Дизайн-код: Правила размещения вывесок в городе Саратове,  140-страничный документ, разработанный по заказу Фонда Единого института развития в жилищной сфере ООО «КБ Стрелка». (Распоряжения  и дизайн-код опубликованы на сайте мэрии).

     Многочисленные нормы рассказывают о том, что недопустимы вывески из баннерной  ткани и знаки адресации в виде световых коробов (лайт-боксов), не имеют права на существование таблички   знаков  адресации  без декоративной рамки черного цвета шириной  4мм, а размещение вывесок на стелах допустимо только в торговых и офисных зданиях общей площадью свыше  5000 кв.м.  Документы  полны  указаний  на детали, которые вчера еще оставались безразличны широкому кругу хозяйствующих субъектов, намеренных предложить на рынок свои товары и услуги.
     Еще большее уважение к  описанным выше нормам появляется после прочтения федеральных и местных актов, определяющих ответственность за их нарушение.  Так статьей  14.3  КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» закреплены административные штрафы на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, а  статьей  14.37. «Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции»  - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
     Законом Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (с изменениями на 30 июля 2019 года)  в п. 8 ст. 8.2 установлено: «Невыполнение собственником здания, сооружения установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по установке на зданиях и сооружениях указателей с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца, за исключением объектов жилищного фонда, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

      На место настольной книги менеджеров  многих предприятий по праву претендуют  также Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 01.05.2019),  Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", а также  Письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама".
     Последний  нормативный акт заслуживает отдельного внимания.   Он, например,  определяет, что предприятие общепита может самостоятельно  разместить на здании (не на заборе) меню (не больше одной таблички),  но не  может   рекламировать  одно, входящее в меню,   блюдо.  В последнем случае размещение  рекламы регулируется статьей 19 Федерального закона «О рекламе»,  с установленными ей ограничениями.   Согласно ч. 5 и 17 ст. 19 Закона о рекламе размещение рекламных конструкций возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

       В письме ФАС России,  наряду с прочими,  содержатся  такие важные положения:
«Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией. К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона)».

     Таким  образом, следует семь раз отмерить, прежде чем идти заказывать  обычную вывеску или  знак адресации. Тем более, что ошибка,  допущенная фирмой,  которая  взялась их делать, не убережет заказчика от ответственности.  Примечательно и разъяснение  Высшего Арбитражного Суда РФ, данное  в п. 14 Постановления  Пленума от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе": «Рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции».


Возврат к списку