НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНФИНА РФ И ФНС РФ ОБ АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
С 12.08.2025 до 02.09.2025 продлиться общественное обсуждение проекта приказа
Минфина РФ и ФНС России «Об утверждении методики проведения анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), порядка, форм (форматов) направления запроса о проведении анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) и порядка, форм (форматов) предоставления результатов проведенного анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя)». Желающие еще могут высказать свои замечание и предложения.
С 2026 года ФНС будет анализировать деятельность субъекта хозяйственной деятельности по 55 критериям, формируя так называемый «рейтинг благонадежности». Оценка производится в 2 этапа. Сначала по «жестким критериям» - существенные расхождения по НДС, наличие имущественной недоимки, дисквалифицированных лиц, иноагентов в составе участников, конкурсного производства, недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и др. На втором этапе оценивается уровень заработной платы сотрудников, налоговая нагрузка, динамика численности сотрудников и стоимости активов, наличие убытков, нелегальной занятости, регистрации по адресу массовой регистрации и еще целый ряд позиций.
Любое юридическое лицо или ИП вправе запросить через Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС информацию о себе, своем потенциальном контрагенте, конкуренте или любом ином хозяйствующем субъекте и получить выписку с результатами анализа ФНС. Если запрос поступит не от самого налогоплательщика, ФНС РФ сначала направит выписку ему самому. Тот, в свою очередь, вправе направить возражения относительно сделанных выводов и начисленных баллов. При отсутствии возражений выписку передадут тому, кто ее запросил, по истечении 5 рабочих дней.
Судебного обжалования результатов анализа деятельности предприятий и ИП проект приказа не предусматривает. Он также не содержит механизма защиты хозяйствующих субъектов от случайных ошибок, что важно, поскольку может повлечь причинение хозяйствующему субъекту убытков и вреда его деловой репутации.
Обращает на себя внимание наличие в критериях отсылочных норм, которые налогоплательщик должен найти сам, некорректное изложение отдельных критериев. Так, критерий «Отсутствие факта снижения стоимости основных средств» изложен без учета амортизации активов, а критерий «Отсутствие иностранных лиц в составе участников (акционеров) организации» основан на проверке сведений ЕГРЮЛ и не учитывает специфики законодательства об акционерных обществах.
Проект приказа заслуживает прочтения и осмысления. Обсуждение продолжается. Слово за Вами!
Направить свои предложения можно на сайт regulation.gov.ru (пролистав текст документа до конца) и/или по электронной почте для приема заключений n.kazarinova@tax.gov.ru.
